Открытие Лекотеки

06 декабря 2016 года специалисты МБУ «Психологический центр образования» г.Невинномысска приняли участие в открытии Лекотеки на базе комитета по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска. Ими проводились занятия как в самой Лекотеке, так и в сенсорной комнате.

Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей – это проблема, которая в последнее время набирает все большую остроту в обществе. Забота государства о здоровье подрастающего поколения подтверждается разработкой здоровьесберегающих образовательных технологий, проведением научных и практических исследований, направленных на решение проблем сохранения и восстановления здоровья детей.

Особое внимание необходимо уделять психологической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида.

Лекотека – это служба ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В переводе со шведского «leko» – «игрушка», а «tek- «собрание», иными словами – библиотека игрушек, которые помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, сенсорику и моторику, а также активизируют познавательные процессы у детей, имеющих различные отклонения в эмоциональном, физическом и психическом состоянии.

Лекотека для детей-инвалидов имеет своей основной идеей – при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Занятия в Лекотеке проходят 1-4 раза в неделю, куда могут попасть детки в возрасте от 2-х до 7-и лет, которые по причине определенных нарушений не могут, посещать дошкольную образовательную организацию. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной формах. На индивидуальных занятиях важно следовать игровым предпочтениям ребёнка, стараться не ограничивать его.

Продолжительность игрового сеанса – до 60 минут: это разные виды совместной деятельности специалиста, родителей и ребенка, включая перерыв между сеансами. Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для каждого ребенка. В структуру игрового сеанса входят:

– наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния (5 минут);

– сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально- ориентированной программы и др. (5 минут);

– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения стимуляции и поддержки развития ребенка и др. (15 минут);

– беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др. (5 минут);

– индивидуальное занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (20 минут);

– прощание, уборка игрушек: помощь ребенку в адаптации к изменениям и ориентировке, развитие социальной ориентации и  коммуникации,

– индивидуально-ориентированной программы (5 минут).

После диагностики на каждого ребёнка разрабатывается отдельная программа развития. Главная задача – подготовить его так, чтобы он в 7 лет пошёл в первый класс общеобразовательной школы и ничем не отличался от сверстников.

Оборудование Лекотеки размещается в двух помещениях: комната с методическими материалами и комната для лечебной физической культуры с «Тропинкой здоровья» (полоса препятствий).

Также, как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в психологической коррекции эмоционального восприятия себя, своей успешности, отношений со сверстниками. Часто дети тревожны, нерешительны, замкнуты, иногда боятся, а иногда агрессивны. Для стабилизации их эмоциональной сферы предлагаются реабилитационные занятия в сенсорной комнате.

Данные занятия регулярно проводятся педагогами-психологами МБУ «Психологический центр образования» г. Невинномысска для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста.

Цель занятий в сенсорной комнате – целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

При проведении занятий в сенсорной комнате решаются следующие задачи:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения детей.
  2. Создание благоприятного психологического климата.
  3. Развитие и коррекция сенсомоторных навыков, стимуляция сенсорной чувствительности и двигательной активности детей.
  4. Развитие и коррекция зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
  5. Стимуляция сенсорно-перцептивных процессов.
  6. Развитие и коррекция познавательных процессов (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности.
  7. Формирование представлений об окружающем мире.
  8. Развитие и коррекция умения выражать свои эмоции.
  9. Оптимизация уровня тревожности.

Сенсорная комната – это целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей имеет большое значение не только в процессе приспособления ребенка к окружающему миру, но и в общем ходе умственного развития.