06 декабря 2016 года специалисты МБУ «Психологический центр образования» г.Невинномысска приняли участие в открытии Лекотеки на базе комитета по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска. Ими проводились занятия как в самой Лекотеке, так и в сенсорной комнате.
Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей – это проблема, которая в последнее время набирает все большую остроту в обществе. Забота государства о здоровье подрастающего поколения подтверждается разработкой здоровьесберегающих образовательных технологий, проведением научных и практических исследований, направленных на решение проблем сохранения и восстановления здоровья детей.
Особое внимание необходимо уделять психологической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида.
Лекотека – это служба ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В переводе со шведского «leko» – «игрушка», а «tek- «собрание», иными словами – библиотека игрушек, которые помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, сенсорику и моторику, а также активизируют познавательные процессы у детей, имеющих различные отклонения в эмоциональном, физическом и психическом состоянии.
Лекотека для детей-инвалидов имеет своей основной идеей – при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром и адекватно реагировать на происходящее вокруг.
Занятия в Лекотеке проходят 1-4 раза в неделю, куда могут попасть детки в возрасте от 2-х до 7-и лет, которые по причине определенных нарушений не могут, посещать дошкольную образовательную организацию. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной формах. На индивидуальных занятиях важно следовать игровым предпочтениям ребёнка, стараться не ограничивать его.
Продолжительность игрового сеанса – до 60 минут: это разные виды совместной деятельности специалиста, родителей и ребенка, включая перерыв между сеансами. Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для каждого ребенка. В структуру игрового сеанса входят:
– наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния (5 минут);
– сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально- ориентированной программы и др. (5 минут);
– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения стимуляции и поддержки развития ребенка и др. (15 минут);
– беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др. (5 минут);
– индивидуальное занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (20 минут);
– прощание, уборка игрушек: помощь ребенку в адаптации к изменениям и ориентировке, развитие социальной ориентации и коммуникации,
– индивидуально-ориентированной программы (5 минут).
После диагностики на каждого ребёнка разрабатывается отдельная программа развития. Главная задача – подготовить его так, чтобы он в 7 лет пошёл в первый класс общеобразовательной школы и ничем не отличался от сверстников.
Оборудование Лекотеки размещается в двух помещениях: комната с методическими материалами и комната для лечебной физической культуры с «Тропинкой здоровья» (полоса препятствий).
Также, как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в психологической коррекции эмоционального восприятия себя, своей успешности, отношений со сверстниками. Часто дети тревожны, нерешительны, замкнуты, иногда боятся, а иногда агрессивны. Для стабилизации их эмоциональной сферы предлагаются реабилитационные занятия в сенсорной комнате.
Данные занятия регулярно проводятся педагогами-психологами МБУ «Психологический центр образования» г. Невинномысска для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста.
Цель занятий в сенсорной комнате – целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
При проведении занятий в сенсорной комнате решаются следующие задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения детей.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Развитие и коррекция сенсомоторных навыков, стимуляция сенсорной чувствительности и двигательной активности детей.
- Развитие и коррекция зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
- Стимуляция сенсорно-перцептивных процессов.
- Развитие и коррекция познавательных процессов (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности.
- Формирование представлений об окружающем мире.
- Развитие и коррекция умения выражать свои эмоции.
- Оптимизация уровня тревожности.
Сенсорная комната – это целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей имеет большое значение не только в процессе приспособления ребенка к окружающему миру, но и в общем ходе умственного развития.